Развитие мировосприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства

Развитие мировосприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства
Психология
курсовая
50
2018
RUB 1575
1575р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО 9
1.1. Понятие и сущность формирования мировосприятия младших школьников 9
1.2. Приемы, средства и методы работы, применяемые на уроках изобразительного искусства, способствующие формированию мировосприятия 15
1.3 Развитие мировосприятия на уроках ИЗО 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО 21
2.1. Организация и участники методы экспериментального исследования изучения развития мировосприятия младших школьников на уроках ИЗО 21
2.2. Описание и Анализ результатов диагностики экспериментального исследования изучения развития мировосприятия младших школьников на уроках ИЗО (констатирующий этап) 28
2.3 Совершенствование развития мировосприятия младших школьников на уроках ИЗО 32
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы (контрольный этап) 41
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.
«Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка - какой мир в целом: дружественный или враждебный, трудный или легкий» [11, с. 32]. Мир ясный, простой и просторный - или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал - или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.
«Характерной чертой начального и неизбежного этапа становления мировосприятия является то, что вся окружающая среда представляется ребенку неким непрерывным целым, которое существует не отдельно от ребенка, как предмет или объект, но лишь как пространство, в котором разворачивается детская активность» [10, с. 92]. Мировосприятие — это «система взглядов на явления природы и общественной жизни, на свое место в мире, на отношение к действительности» [1, с. 29]. Это совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировосприятие определяет общую направленность деятельности и поведения человека.
При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие, «миропонимание».
Мироощущение — «первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт» [27, с. 15].
Мировосприятие — «личностное состояние, определяющее готовность к осуществлению мировоззренческой деятельности, выраженной взаимодействием с окружающей средой на основе представлений о мире и о себе, социальных норм и ценностей» [31]. Структура мировосприятия включает мотивационный (направленность личности на установление диалогического взаимодействия со средой), содержательный (научное, обыденное, мировоззренческое и интуитивное знание о мире, выраженное в категориях мировосприятия и ценностных ориентациях личности) и операциональный (обеспечивает возможность осуществления диалогического взаимодействия со средой) компоненты.
Мировосприятие личности рассматривается нами как «личностное состояние, определяющее готовность к осуществлению мировоззренческой деятельности, выраженной взаимодействием с окружающей средой на основе представлений о мире и о себе, социальных ценностей и норм» [31]. Обращение к мировосприятию порождает у личности более глубокое чувство внутренней свободы, сопричастности, собственного достоинства и одновременно с этим наделяет ее еще большей духовно-нравственной зоркостью, чуткостью и ответственностью.
Педагогическая сущность мировосприятия младшего школьника выражается в единстве и взаимопроникновении мотивационного, содержательного и операционального компонентов.
На основании обобщенных научных данных (М. С. Васильева, Е. В. Гривко, Н. М. Михайлова, С. В. Перекалова, Р. М. Рогова, С. В, Тарасов) мы определили основные показатели «перехода» мировосприятия младшего школьника на новую стадию:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством. - М.:Прогресс, 2016. – 325 с.
3. Богословский В.В. Общая психология. – М.:Эксмо, 2005. – 635 с.
4. Боровик О.В. Развитие воображения. – М. :Прогресс, 2014. – 235 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2012. – 185 с.
6. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. – М.:Астрель, 2015. – 154 с.
7. Волкова А.А. Руководство изобразительным творчеством детей // В помощь воспитателю детского сада. – М.: АСТ, 2010. – 2016. – 389 с.
8. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: АСТ, 2016. – 297 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М:Академия, 2014. – 74 с.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 672 с.
11. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья. – М.: РОСПЭН, 1995. – С. 91-113.
12. Ильин Е. П. Психология творчества, творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2016. – 433 с.
13. Козлов Н. Энциклопедия практической психологии. – М.: Эксмо, 2015. – 752 с.
14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. - М.: АГАР, 2012. - 334 с.
15. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2011. 125 стр.
16. Козлов В. И. Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 111-116.
17. Нелинский Б.М., Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М.:Инфра -М, 2011. 120 с.
18. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 2015. 50 с.
19. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе -М.,:Просвещение,2012. 118с.
20. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2015. - 256 с.
21. Сидоров С. В. Изучение гуманистических отношений у старшеклассников: Методическое пособие для педагогов и студентов пед. вузов. – Шадринск: Шадринский гос. пед. ин-т, 2017. – 70 с.
22. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т. А. Барышевой. – СПб.: Изд– во.ВВМ, 2014. – 380 с.
23. Фолькельт Г.. «Экспериментальная психология дошкольника». М.-Л.: Гос. изд-во, 2015. 154 с.
24. Щербакова А.В. Искусство и художественное творчество детей - М.: Владос, 2010 . - 253с.
25. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.:Мысль, 2014. с. 78
26. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Приор, 2013.
27. Яскевич Я.С., Степин В.С. Философия. – Минск: Высшая школа, 2012. – 474 с.
Электронные ресурсы
28. https://moluch.ru/archive/111/28271/ (дата обращения: 23.12.2017)
29. http://festival.1september.ru/articles/561752/ (дата обращения 23.12.2017)
30. http://www.scienceforum.ru/2016/1574/21651 (дата обращения 23.12.2017)
31. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-razvitiya-duhovnogo-mira-mladshih-shkolnikov-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения 23.12.2017)
32. http://geum.ru/next/art-196335.php (дата обращения 23.12.2017)