Исследование и анализ стиля модерн

Исследование и анализ стиля модерн
Искусство и культура
курсовая
27
2018
RUB 1575
1575р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТИЛЬ МОДЕРН. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Понятие стиля модерн 5
1.2. Особенности модерна в архитектуре 10
II. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН (НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО МОДЕРНА) 15
2.1. Русский модерн 15
2.2. Архитектура русского модерна 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Актуальность данной темы заключается в необходимости расширения и углубления представления о сущности стиля модерн. Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время востребованы эстетические принципы данного стиля, так как существует проблема формирования среды человека, эстетизации быта. Интерес к стилю модерна, к духовной атмосфере его эпохи, его осмысление, открытие, и освоение универсализма времени модерна поднялось на новую ступень.
Следует заметить, что наследие стиля модерн является многоликим, сложным, содержит в себе как неоспоримые ценности, художественные открытия, так и свидетельства эстетических противоречий, которые неразрешены. Данное наследие нельзя оценивать только позитивно или негативно, к нему следует подходить более гибко и многогранно.
Противоречивость природы стиля модерн, думается, является причиной того, что до настоящего времени отношение к нему не устоялось, не приобретя полной определенности. Отдельными культурологами и историками искусства стиль модерн воспринимается только в качестве проявления упадка буржуазной культуры, при этом не делается различие между модерном и модернизмом. Другие исследователи полагают, что стиль модерн не решил последовательным образом те задачи, которые старались поставить художественные направления более раннего периода. В других случаях о нем просто забывают, воссоздавая общую картину эстетических исканий в истории искусства в XIX – XX веках, не принимая во внимание его вклад в культуру.
Стиль модерн является одним из сложных явлений в истории культуры. Исследователи и теоретики искусства не сразу осмыслили и поняли суть его своеобразия и необычности. Исходя из этого, вычленение стиля модерн как самостоятельного исторического явления было достаточно длинным, вызывая длительные споры.
Модерн – стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. (от французского moderne – новейший, современный). В различных странах получил разные названия: в России – «модерн», во Франции, Бельгии и Англии – «арнуво», в Германии – «югендстиль», в Австро-Венгрии – «сецессион», в Италии – «либерти» и т.д. В основе идеологии возникновения стиля модерн лежат философские эстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и др. Как считали его теоретики, «модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметно-пространственную среду» .
Круг идей модерн часто брал у символизма. В то же время модерн отличает внутренняя противоречивость: он ориентируется «на изысканный, утонченный вкус» , поддерживает принципы «искусства для искусства» и в то же время стремится обслуживать и «воспитывать» массового потребителя. В качестве отличительной черты эпохи модерна можно назвать «программный универсализм художников» , которые занимались разнообразными видами художественной деятельности.
Также для живописи модерна являются характерными «сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии» . Живопись стиля модерн наполнена поэтикой символизма, сочетает образы, характерные для символизма, «со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном» . В качестве признаков стиля модерн считают особую плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, четкие одноцветные поверхности.
1. Борисова Е. «Русский модерн». – М.: РИП-холдинг, 2014. – 351 с.
2. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. – М.: Азбука-классика, 2013. – 480 с.
3. Горюнов В. Архитектура эпохи модерна. – М.: Стройиздат, 2012. – 360 с.
4. Историзм и модерн. – М.: Государственный Эрмитаж, 2010. – 571 c.
5. Кириков Б. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Книга 1. – М.: Коло, 2011. – 592 c.
6. Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна». – М.: Ленанд, 2014. – 160 c.
7. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. – М.: Искусство, 2010. – 400 с.
8. Короткова М. В. История жилища. От древности до модерна. – М.: Новый хронограф, 2013. – 432 c.
9. Пундик Я. Искусство модерна. – М.: Эксмо, 2012. – 240 с.
10. Рассел Д. Архитектура модерна. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 191 c.
11. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы – М.: Искусство, 2000. – 293.
12. Серебровский В. Что такое «модерн» // Наука и жизнь. 1992. №2. С.74-81.