Развитие звуковысотного слуха у подростков в процессе занятий эстрадным вокалом

Развитие звуковысотного слуха у подростков в процессе занятий эстрадным вокалом
Музыка
курсовая
40
2018
RUB 1575
1575р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 9
1.1. Проблема развития звуковысотного слуха у обучающихся в педагогике искусства 9
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 22
2.1. Педагогический потенциал занятий эстрадным вокалом в развитии звуковысотного слуха у обучающихся 22
2.2. Пути и способы развития звуковысотного слуха у обучающихся в процессе занятий эстрадным вокалом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Актуальность исследования. Музыка, эстрадный вокал являются одними из мощных средств воспитания, которые придают эстетическую окраску духовной жизни человека. Без музыки трудно убедить человека в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры. Музыка вводит человека в мир волнения, радостных переживаний. Чтобы открыть перед человеком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, которые успешно будут выявляться в музыкальной деятельности.
Самый главный показатель музыкальности – эмоциональная чувствительность к музыке. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для развития более сложных, основных: звуковысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях в исполнении и творчестве. Музыкальность предполагает наличие запросов, интересов, связанных с разнообразными художественными произведениями, с различными видами музыкальной практики. Уточнение структуры музыкальности позволяет установить нужные взаимосвязи между отдельными компонентами, определить их значимость, наметить целесообразные пути ее формирования.
Стратегическая цель музыкального образования определена в широком культурологическом контексте: развитие звуковысотного слуха в процессе занятий эстрадным вокалом, формирование основ музыкальной культуры обучающихся как важной и неотъемлемой части их духовной культуры, комплекса ключевых, межпредметных и предметных компетенций в процессе восприятия и интерпретации лучших образцов отечественной и мировой музыкальной культуры, а также формирование эстетического опыта и эмоционально ценностного отношения к искусству. Цель музыкального образования также заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Музыкальная деятельность является одним из эффективных средств, позволяющих подростку раскрыть качества творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности. Цель определяет направление профессиональной деятельности педагога, ориентирует его в средствах ее достижения.
В условиях бурного усиления процессов во всех сферах жизнедеятельности нашего государства совершенствование учебного процесса приобретает первостепенное значение. Необходимость создания эффективных педагогических методик обучения обуславливает обновление отечественного образования. В русле научных поисков и преобразований находится также педагогика искусства.
Музыка – искусство звука и интонаций. Музыкальному слуху принадлежит важнейшее место в структуре музыкальных способностей. Для музыкальной деятельности ведущими являются слуховые ощущения: звуки превращаются в музыку в результате их обработки слуховым органом. Именно поэтому первые исследования научной музыкальной психологии были посвящены музыкальному слуху (Г. Гельмгольц [4], К. Штумпф, Э. Курт, Г. Сишор [31] и др.
Музыкальный слух — одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой [Теплов Психология муз способностей].
Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения [29], совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно ее оценивать. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний. Иными словами, слух, как вид музыкального восприятия, влияет на образное мышление.
В настоящее время существуют разные классификации видов музыкального слуха. В классификации В.В. Медушевского выделены:

1. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и муз. колледжей. М. : Флинта, 2000. 216с.
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
3. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М. : Музыка, 1978. 80 с., нот.
4. Гельмгольц Герман Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: Пер. с нем. Изд. 3-е. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 592 с. (Классики науки.)
5. Гиппенрейтер Ю.Б. К методике измерения звуковысотной различительной чувствительности. — Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4, с. 113—118.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука. — Известия АПН РСФСР, 1958, № 1, с. 47—50.
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1983.  190 с.
8. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Директ-Медиа, 2014. 676 с.
9. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса / В. В. Емельянов. — Л. : [б. и.], 1991. — 58 с.
10. Зальцман А.М. О механизме звуковысотного слуха // Вопросы психологии, 1983. N2. С. 118-124.
11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1972.— 579 с.
12. Леонтьев А.Н. и Овчинникова О.В. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей. — Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48.
13. Малишава В.П. Методика обучения эстрадному вокалу [Электронный ресурс] URL: http://www.malishava.ru/content/pedprakt.pdf
14. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М. : Композитор, 1993. 262 с.
15. Миракян А. И. Константно-аконстантное восприятие величин. — Вопросы психологии,. 1975, № 1, с. 39—53.
16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М. : Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
18. Овчинникова О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха. Диссертация. М., 1960.
19. Оськина С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е. Оськина; Д.Г. Парнес. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : АСТ, 2005. 78, [2] с.
20. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Периодизация_психического_развития_Д._Б._Эльконина
21. Пивницкая О. В. Народно-песенная инто¬национная природа отечественной эстрад¬ной песни как элемент содержания вузов¬ского музыкального историко-теоретиче¬ского образования [Текст] / О. В. Пивниц¬кая // Музыкальное искусство и образова¬ние. Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. – 2014. – № 2 (6). – С. 84–92.
22. Пивницкая О. В. Особенности интонирования в современном эстрадном вокале: исторический и педагогический аспекты // Музыкальное искусство и образова¬ние. Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. – 2014. – № 3 (7). – С. 127–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23057005
23. Пономарева Р.Е. Некоторые принципы развития вокальных навыков на уроках музыки у обучающихся среднего школьного возраста, 2010, 85 с.
24. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.: ил.
25. Сергеева И.Ю. Муз слух. Пути его развития у учащихся ДМШ, 2010.
26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.
27. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. М. : Просвещение, 1993. 240 с. : ил. (Б-ка учителя музыки).
28. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. 270 с.
29. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; [Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова]. М. : Наука, 2003. 284 с. (Памятники психологической мысли).
30. Уколова Л.И., Цуй Я., Беккерман П.Б. Воспитательное воздействие процесса вокального обучения на подрастающее поколение [Электронный ресурс]: // Среднее профессиональное образование, М., 2017. № 12, с. 20-23 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32434670
31. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: Учеб. Пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2007. 206 с.
32. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие / Г. М. Цыпин. М. : Просвещение, 1984. 176 с.
33. Юссон Р. Певческий голос: исслед. основных физиол. и акуст. явлений певческого голоса / Р. Юссон. М. : Музыка, 1974. 262 с. : ил.


1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 2003.
2. Выготский Л.С. Психология искусства, под редакцией Ярошевского. М., Педагогика 2007.
3. Глазырина Е.Ю. Обучающийся и музыка: опыт диалога. Е., 2003 .
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СпБ, 2007.
5. Еременко Т. В. Играем и поем по нотам. Методика работы над развитием музыкального слуха в начальной школе. Е., ИРРО. 2004.
6. Медушевский В.В. Интонационная природа музыки. М., 2006.
7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2007.
8. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004.
9. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика. 2008.