Символизм образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Символизм образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Литература русская
курсовая
21
2019
RUB 1500
1500р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения символизации в литературных произведениях 5
1.1. Образ и образность 5
1.2. Символика и деталь 7
Выводы 9
2. Символизм образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 11
2.1. Символика цвета 11
2.2. Христианские символы в романе 14
Выводы 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20


Введение

Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается парадоксальность внутреннего мира, неоднозначность мыслей, противоречия в душе, скрытые конфликты. Для создания образов своих героев Ф.М. Достоевский обратился к арсеналу художественных средств, позволивших придать образам символизм, многогранность, особую сложность.
Актуальность данной работы видится в необходимости систематизировать сведения, касающиеся символизма образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цель курсовой работы: описать символизм образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи курсовой работы:
Теоретические основы изучения символизации в литературных произведениях
1.1. Образ и образность
Для языка искусства, в том числе языка художественной литературы, понятия «образ» и «образность» выступают ключевыми. В научной литературе образ представляет собой совокупность конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности . В образ сосредоточены смысловой и предметный ряд, подразумеваемое и словесно-обозначенное. В образе происходит взаимопревращение нескольких предметов, который представляются один через другой.
Литературоведы выделяют следующие функции образов:
- Иконическая функция образа, когда образ вызывает в сознании читателя представление о каком-либо предмете, явлении и т.д.
- Функция эстетического выражения и воздействия проявляется в возможности образа выдвигать собственный референт как особо значимый в тексте благодаря соответствующему контексту и просодии.
- Коммуникативная функция состоит в том, что образ выступает формой мифологического, художественного представления, одновременно выступая языком художественного творчества, мифа, языком ритуала и традиционным высказыванием.
В рамках данной курсовой работы необходимо выделить и описать существующие разновидности образов:
Виды образов:
- Словесный (языковой) образ: «Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт); «Повсеместно окрест ни светло, ни темно/ И в созвучии: око – икона – окно. / Обещание вещего знака» (В. Перельмутер). Здесь основное внимание уделяется именно лексическим единицам, нередко актуализируется внутренняя форма слов.
- Образ-персонификация, знак, обозначение, отождествление, базирующееся главным образом на метафоризации. Например, «чайка» у А.П. Чехова – это знак Нины Заречной, «кинжал» в русской поэзии традиционно обозначает «поэта». Образной природой начинает обладать отдельная типизированная человеческая личность.
- Образ-фрагмент, когда отдельная часть или частное явление приобретает характеризующий, обобщающий характер. Основной прием здесь – метонимия. Так, у С. Кржижановского «Солнце врывалось параллелями лучей в фрамуги окон всех четырех этажей магазина Тица» («Встреча»). Лучи – отдельный атрибут солнца, но весь объект явлен здесь именно через этот атрибут.
- Образ-обобщение традиционен для русской литературы, в которой часто используются «образ свободы», «образ Родины». Преображению подвергается абстрактное или очень широкое понятие, раскрывающееся через конкретные реалии.
- Образ автора как рассказчика или одного из героев, персонажей в произведении. Основной смысл заключается в авторских оценках, которые незримо включены в текст.
- Образ определенного человека, героя (персонажа) произведения, который является носителем и воплощением некоторых качеств и свойств. В нем содержатся неповторимо-индивидуальные и обобщающее-типические черты, иначе говоря – он и не похож ни на кого и объединен со многими реально существующими людьми. Такими героями являются Чацкий, Татьяна, Печорин .
Таким образом, образность, возникающая благодаря использованию образов, одно из величайших достижений общественной сущности языка, позволяющее с большей эффективностью и эмоционально-экспрессивной достоверностью передать через них замысел и свое отношение к изображаемому. Образность не является адекватным отражением явлений действительности, в нем сознательно отображены и переданы те признаки, через которые можно выразить отношение к изображаемому, передать авторскую мысль.
Итак, образность есть представление общего через единичное, абстрактного через конкретное, отвлеченного через чувственно-наглядное, осязаемое.

Список использованной литературы

1. Ашимбаева М.Т. Сердце в произведениях Достоевского и библейская антропология // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. С. 378-387.
2. Буланов А.М. Творчество Ф.М. Достоевского: проблематика и поэтика (художественная феноменология «сердечной» жизни). Волгоград: Перемена, 2004. 198 с.
3. Владимирова А.Ю. Литературоведение. СПб.: КАРО, 2014. 454 с.
4. Гибиан Дж. Традиционная символика в «Преступлении и наказании» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 10. Л: Наука, 1990. С. 228-240.
5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: АСТ, 2015. 672 с.
6. Захаров В.Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Сборник научных трудов. Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. С. 37-49.
7. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.М.: Искусство, 1976. 367 с.
8. Лосев А. Ф. Символ и художественное творчество // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 30. Вып. 1. Янв.-февр. М.: АН СССР, 1971. С. 3-14.
9. Розенблюм Л.М. «Красота спасет мир»: О «символе веры» Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. 1991. № 11-12. С. 142-180.
10. Саймоне Дж. «Преступление и наказание» Достоевского как форма трагедии // Русский язык за рубежом. 1998. № 4. С. 101-107.
11. Топоров В.Н. Поэтика Достоевского и архаические схемы мифологического мышления («Преступление и наказание») // Роман Ф.М .Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке XX века. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1993. С. 105-123.
12. Фридлендер Г.М. Эстетика Достоевского // Достоевский художник и мыслитель. М.: Художественная литература, 1972. С. 97-164.
13. Черниченко Т.Ю. Мифологические основы образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. М.: Наследие, 1997. Вып. 2. С. 37-42.
14. Шелятин В. А. Опыт современного прочтения романа Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. 1990. № 6. С. 97-106.
15. Шестов Л. Пророческий дар // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.: Книга, 1990. С. 126-127.
16. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. 350 с.