Сценическая судьба балета весна священная

Сценическая судьба балета весна священная
Искусство и культура
курсовая
29
ЧГИК
2018
RUB 1575
1575р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Истоки создания Балета « Весна Священная»…………………..
1.1 «Весна священная» как синтез музыки и танца…………………………
1.2 Балет « Весна священная» В. Нижинского……………………………
Глава 2. Интерпретации балета «Весна священная»…………………………
2.1 Новаторство М. Бежара в «Весне священной»…………………………
2.2 Балет «Весна священная» и авторская позиция П. Бауш …………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Балет «Весна священная» занимает значимое место в истории русской культуры. Темой балета «Весна священная» стала проекция языческого обряда пробуждения весны в дохристианской Руси. «Весна» не имеет сюжета в привычном понимании этого слова. Это набор групповых сцен, которые отсылают нас к обрядам древних славян. Главный из них – ритуал торжественного жертвоприношения богу весны, показ страха и одиночества древнего человека.
Проекция славянского мироощущения, показ языческого обряда заклинания земли на сцене театра Елисейских полей в 1913 году произвели огромный ажиотаж и балет первоначально, не имевший большого успеха, сейчас является одним из легендарных произведений, имеющий множество редакций и предполагающий продолжительную сценическую судьбу после.
Рамки времени не стали препятствием для балета, тему «Весны священной» развивали и продолжают развивать такие балетмейстеры как Морис Бежар, Анжелен Прельжокаж, Уве Шольц, Мэри Вигман, Пина Бауш, Марта Грэм и другие.
В современной жизни человека, с предоставленной возможностью к доступу различной информации, стала актуальна тема народного творчества она входит в массы, посредством фильмов, новых жанров музыки, имеющую связь с этнической первоосновой.
Актуальность исследования посвящена проблеме интерпретации балета «Весна священная». С тем, что большое количество хореографов, по своему собственному мироощущению, с определенным построением замысла делают свою версию «Весны», опираясь на работу В. Нижинского.
Объект исследования – балет «Весна священная».
Предмет исследования – балетмейстерские версии балета «Весна священная».
Одним из общепризнанных критериев художественной ценности искусства балета является единство музыки и хореографии. Оно значится одним из общепризнанных критериев художественной ценности балета. Живая практика развития балетного искусства доказала принципиальную возможность согласия музыки и хореографии как компонентов синтетического спектакля, только при условии, что за работу берутся не просто одаренные, а грамотные художники, обладающие сложившимися взглядами на мир, знаниями в области музыкально хореографического наследия и пониманием современных возможностей искусств [2].
Музыка, подсказывая черты хореографической композиции, не должна переводиться в танец буквально и превращаться в ее структурно-ритмическую копию, так как это наносит вред образности, драматическому содержанию музыкально-хореографического произведения. Связь музыки и танца в балете предполагает их творческое единство, при котором каждое искусство, сохраняя относительную самостоятельность, обогащает другое и вносит свой вклад в художественное целое. Так, композитор создает музыкальную партитуру балета с учетом ее театрального предназначения, обусловленности сценическим действием и жанровой природой спектакля. Хореограф, в свою очередь, ориентируется на особенности музыкального материала, что является непременным качеством культуры танца, определяющим его внутреннюю музыкальность.
«Весна священная» имеет, вне театральную природу, сам композитор писал, что данное произведение скорее не балет, «а фантазия в двух частях, идущих как две части симфонии». Первостепенную роль играет ритм, который настолько подавляющ в своем значении [3].
1. Балет Пины Бауш [Электронный ресурс] / Культура и искусство. – Режим доступа : https://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65635a2ac79b4c43b89421316d26_0.html. – Дата доступа : 23.12.2018.
2. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. – М.: Лань, Планета музыки, 2011. – 624 c.
3. Ванслов, В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета / В. Ванслов. – Л.: Музыка, 1980. – 192 с.
4. Весна священная Мориса Бежара: Примитив высшей пробы [Электронный ресурс] / Ведомости. – Режим доступа : https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2013/04/08/primitiv_vysshej_proby. – Дата доступа : 23.12.2018.
5. Глебов, И. Книга о Стравинском. – Л. : Тритон, 1929. – 406 с.
6. Друскин, М. История зарубежной музыки. Выпуск 6 / М. Друскин. – С.–Пб.: Композитор, 2010. – 632 с.
7. Земля священная [Электронный ресурс] / Лев Семеркин. – Режим доступа : https://lev-semerkin.livejournal.com/527761.html. – Дата доступа : 22.12.2018.
8. Когут, Н. Весна священная: умереть и заново родиться [Электронный ресурс] / Культура. Театр. – Режим доступа : http://beatricemagazine.com/vesna-svyachennaya/. – Дата доступа : 20.12.2018.
9. Котович, Т.В. Мембраны /: Петли времени : монография / Т.В. Котович; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2017. – 190 с.
10. Литвиненко, Н.А. Феномен катарсиса: современные подходы / Н.А. Литвиненко / Филология в системе современного университетского образования. – Вып. 7. – М., 2004. – C. 3–12.
11. Магия Бежара [Электронный ресурс] / Квир. – Режим доступа : http://www.kvir.ru/articles/magiya-bezhara.html. – Дата доступа : 21.12.2018.
12. Подкопаев И.Н. Структура и семантика постановки «Весна священная»: И. Стравинский – В. Елизарьева – Э. Гейдебрехт // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 17-24.
13. Свет и юноши Мориса Бежара [Электронный ресурс] / Музыкальные сезоны. – Режим доступа : https://musicseasons.org/svet-i-yunoshi-morisa-bezhara/. – Дата доступа : 23.12.2018.
14. Стравинский, И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. – М. : Музыка, 1971. – 329 с.
15. Чурко, Ю. Линия, уходящая в бесконечность/ Ю. Чурко. – Минск: Полымя, 1999. – С. 143.
16. Я брал жизнь и швырял ее на сцену [Электронный ресурс] / Наша газета. – Режим доступа : http://nashagazeta.ch/news/15166. – Дата доступа : 21.12.2018.
17. Maurice Béjart [Электронный ресурс] / Belcanto.ru. – Режим доступа : http://www.belcanto.ru/bejart.html. – Дата доступа : 23.12.2018.