Театральный феномен «домашних театров» России в 18-19 веках

Театральный феномен «домашних театров» России в 18-19 веках
Искусство и культура
курсовая
27
2019
RUB 1575
1575р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Крепостные театры……………………………………………………………..5
2. Домашний театр XIX в………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников и литературы………………………………………………26
Актуальность темы исследования заключается в том, что русский домашний театр XVIII-XIX вв. сыграл важную роль в становлении и развитии театрального искусства в России. Дело в том, что в императорском театре после эпохи А. Н. Островского все театральные новации закончились. Чиновное ведомство, в подчинении которого находились императорские театры, боялось и не желало ничего нового. Все новаторства в драматических императорских театрах были строго запрещены. Роли переходили от одних актеров к актерам следующего поколения без изменений. Новые спектакли ставились лишь в установленных, разрешенных рамках. Поэтому развитие театрального искусства шло во второй половине XIX в. главным образом, в провинции, в том числе и в домашних театрах. Домашние театры были видом бесцензурного творчества.
Цель работы: исследование домашних театров в России в XVIII-XIX вв.
Задачи работы:
- исследовать деятельность крепостных частновладельческих театров;
- показать развитие домашних театров в России после отмены крепостного права;
-выявить вклад, который внесли домашние театры в развитие театрального искусства в России.
Объект исследования: домашние театры.
Предмет исследования: домашние театры в России XVIII-XIX вв.
Методологической и теоретической базой исследования служит совокупность принципов, выработанных в сфере исторической науки. А именно – принцип историзма, объективизма, диалектического единства исторического и логического, а также применение сравнительно-исторического и аналитико-синтетического принципов.
Возникновение частного театра в России произошло во второй половине XVII в. Организатором первого придворного театра в России стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев, один из активных деятелей «партии реформ», сложившейся в России во второй половине XVII в., вокруг царя Алексея Михайловича. А. С. Матвеев был организатором первых театральных спектаклей при дворе, которые происходили в царской резиденции в с. Преображенском. Но затем А. С. Матвеев после шумного успеха первых театральных представлений, открыл любительский частный театр и у себя в подмосковной усадьбе Поярково. Его особняк там было построен в европейском стиле, потолки были разрисованы, на стенах висели картины (хотя, все изображения были на библейские темы). Специального помещения для театра, однако, предусмотрено не было. А. С. Матвеев также создал вторую в истории России типографию в Посольском приказе, был в числе создателей первой российской аптеки.
Тогда же был создан свой театр И. Б. Милославским, который получил вследствие этого прозвище «потешный». В 1672 г. в карьере И. Б. Милославского наступил перерыв, хотя он и был снова пожалован в бояре в 1670 г., после опалы. Но никакой службы у него не было. Это был связано с тем, что И. Б. Милославский был двоюродным братом первой жены Алексея Михайловича. Сейчас же царь был женат во второй раз, причем на женщине, которая была гораздо моложе царя. Поэтому карьеры бывшего царского родственника замедлилась. Стремясь привлечь к себе внимание царя, он создал домашний театр, т. к. без каких-то подобных шагов Милославскому было трудно рассчитывать на продвижение при дворе, род Милославских был не знатным.

1.Берков П. Н. Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова // Сумароков А. П. Избранные произведения. — Второе изд. — Л. : Советский писатель, 1957. — С. 5—46. — 608 с. — (Библиотека поэта. Большая серия).
2.Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества / Вступительная статья В. Шкловского; Примечания А. П. Клинчина и Т. М. Ельницковй; АН СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР, Институт театра, музыки и кинематографии Министерства культуры РСФСР. — М.:Наука, 1966. — 871 с.
3.Дим. Яз. Детский театр//Рампа и жизнь, 1909, № 9
4.Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалёва-Жемчугова — М., 1956 г.. — 32 с. (2-е изд. — 1969).
5.Иванова В. И. Другой Юсупов: (Князь Н. Б. Юсупов и его владения на рубеже XVIII-XIX столетий): Исторический очерк. — М.: Грифон, 2012. — 144 с
6.Кузичева А. П. Театральная критика российской провинции. Комментированная антология. 1880—1917. М.: Наука, 2006. — 592 с.
7.Куликова К. Ф. Стародум, или Друг честных людей // Куликова К. Ф. Российского театра первые актёры. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 60 - 130. — 336, [32] с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге—Петрограде—Ленинграде).
8..Лавров, А. С. Василий Васильевич Голицын // Вопросы истории. — 1998. — № 5. — С. 61-72.
9.Рогожин Н. М. Артамон Сергеевич Матвеев // «Око всей великой России»: Об истории русской дипломатической службы XVI - XVII веков / Под ред. Е. В. Чистяковой; Сост. Н. М. Рогожин.. — М.: Международные отношения, 1989. — С. 146-179. — 240, [16] с. — (Из истории дипломатии)
10.Русские портреты XVIII—XIX столетий. Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. III вып I. № 16.
11.Слуцкая А. Е. Домашний театр в культуре русского дворянства. Автореф. дисс. на соиск. науч. степ. к.. н. искусствоведения. Спб.2013
12.Ягушинский, граф Павел Иванович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. 4 (С—Ө). — С. 671.