Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений

Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений
Педагогика
магистерская диссертация
61
2018
RUB 4200
4200р.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА 7
1.1. Основные подходы к исследованию проблемы формирования музы-кальной культуры молодежи 7
1.2. Особенности музыкальной культуры молодежи на современном этапе развития общества 13
1.3. Теоретико-методические основы формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 25
2.1. Анализ практики деятельности концертно-зрелищных учреждений в современных условиях в РФ (на примере концертно-зрелищного учреждения) 25
2.2. Изучение сформированности музыкальной культуры молодежи в условиях работы концертно-зрелищного учреждения. 34
2.3. Обеспечение социально-культурных условий формирования музы-кальной культуры молодежи в условиях концертно-зрелищных учреждений в перспективе решения проблемы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Актуальность темы. Важность выбранной темы дипломного исследования подтверждается тем, что в современных условиях деятельность учреждений социально-культурной сферы, а именно концертно-зрелищных учреждений, является неотъемлемой частью социального организма, и развитие данных учреждений происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества – от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как, отдельных людей, так и общества в целом.
Концертно-зрелищные учреждения колоссально влияют на становление личности подрастающего поколения на основе усвоения социокультурных ценностей, музыкальных предпочтений, включения в социально-значимую деятельность, результатом которого является социальная компетентность: знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит в пограничные отношения с миром. Во избежание этого, ребенку нужно помочь динамично ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога.
Проблема концертно-зрелищного времяпрепровождения детей и подростков отличается динамичностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени и неумение распорядиться им нередко приводит к социальным проблемам. Проблема организации концертно-зрелищной деятельности подростков заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек, умеющий проводить свое время с пользой и интересом там, где немного учреждений соответствующей сферы деятельности, так или иначе, развивает собственную личность. Известно, что сегодня концертно-зрелищная деятельность, как молодежи, так и взрослых, выросших в больших и малых городах, настолько мало представлена, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчетливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно –это разные люди и культура концертно-зрелищной деятельности у них разная. Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой, человек занимается спортом, в драмкружках, посещает выставки, театры, музеи, встречается с интересными личностями.
В современном мире музыка стала одним из самых массовых видов искусства, сопровождением жизни человека с самого рождения. В магазинах, транспорте, на телевидении, в компьютерах, разнообразных игровых средствах, мобильных телефонах — музыка постоянно прямо или опосредованно воздействует на индивида через активное или пассивное восприятие. Отмечается огромное количество музыкальных стилей, направлений, которые сказываются на вкусовых предпочтениях людей разного возраста, гендера и культуры. При этом музыкальная культура несет определенную идеологию, формы поведения, стиль, виды активности, ценности. Молодежь — тот социальный слой, для которого музыка стала постоянным спутником, одной из наиболее распространенных форм концертно-зрелищной деятельности (Наумова, 2016: Электронный ресурс). Музыка играет воспитательную роль, организационную, информационную, помогает личности существовать в социальной группе. Следовательно, роль музыки высока, поэтому необходимо исследовать музыкальные предпочтения молодежи — той социальной группы, эстетические идеалы и социальная идентичность которой находятся в стадии своего активного формирования.
За рубежом научный интерес к исследованию популярной музыки у молодежи отмечается с 20–50 годов ХХ в. и проявляется в работах М. Абраме (1965); Е. Брауна (1945); Ф. Стюарта (1924); У. Хенди (1958). Музыкальные предпочтения начинают соотносить с различной стратой, субкультурой, социальной идентификацией (Горюнова, 2004; Куликов, 2004).
Выделены многие объективные и субъективные факторы, влияющие на музыкальные предпочтения. К объективным факторам относятся пол, возраст, гендер, образование, место жительства, статус, профессиональная деятельность, СМИ, референтная группа, семья, наличие музыкального образования; к субъективным — увлечения, личный музыкальный опыт (занятие музыкой или прослушивание музыкальных произведений), интерес к тому или иному музыкальному произведению, темперамент, общий интеллект, психотип и др. (Нуждина, 2013; Мальцева, 2015; Киселева, 2017; Пантелеев, 2014).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) http://www.garant.ru/doc/constitution/
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1, 2 и третья с изменениями на 1 января 2016 г.). // СПС «Гарант».
3. Федеральный закон от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.12.2016)
4. Федеральный закон от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 31.12.2016)
5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 565-ст);
6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 151-ст)
7. Изменения в государственную программу Ульяновской области "Развитие молодежной политики в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы. Утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 17 августа 2015 года N 18/395-П
8. Асатрян, О. Ф. Музыкальные предпочтения молодых людей — будущих учителей музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2017, №3. С. 42–48.
9. Большая Советская энциклопедия // Энциклопедии и Словари на Alcala.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alcala.ru/bse/izbrannoe/ slovar-T/T11889.shtml. – Дата доступа: 22.09.2018.
10. Борисова, Е.С. (2009) Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара. 24 с.
11. Ван, Линь Ли, Полянская, Е. Н. Особенности музыкально/стилевых предпочтений ки/ тайских молодых людей // Личность в природе и обществе : науч. тр. молодых ученых (материалы межвузовских психолого/педагогических чтений. Москва, 21 апреля 2016 г.) / сост. и науч. ред. А. В. Иващенко, Н. Б. Карабущенко, Е. Н. Полянская. М.: РУДН. 213 с. С. 17–20.
12. Вершинин, А., Холодов, Я., Богатырева, Ж. В. Музыкальные предпочтения студенческой молодежи // Международный студенческий научный вестник. 2017, №5–1. С. 12–15.
13. Горюнова, Л.О. (2004) Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Саратов. 181 с.
14. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие /А.Б. Драхлер – М., 2018. – 490 с.
15. Исхакова Н. Р., Болтачев Р. Р. Музыкальные предпочтения молодежи // Социологические исследования. 2018. № 6. – С. 103-106.
16. Как изменились музыкальные предпочтения молодежи? [Электронный ресурс]. URL: http://www.uralstudent.ru/articles/sovetyi/1644928/ (дата обращения: 28.09.2018).
17. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2017. – 559 с.
18. Киселева, С. Д. Влияние характеристик личности на музыкальные предпочтения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. №19. С. 276–279. URL: https://moluch.ru/archive/153/ 43353/ (дата обращения: 26.09.2018).
19. Клитин, С.С. Искусство эстрады XIX-XX века / С.С. Клитин. – СПб.: СПбГ АТИ, 2017. – 47 с.
20. Клитин, С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики / С.С. Клитин. – Л.: Искусство, 1987. - 191 с.
21. Куликов, Е. М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ставрополь. 24 с.
22. Мальцева, Н. В. Музыкальные предпочтения современной молодежи на примере города Иркутска // Культура. Духовность. Общество. №4. С. 147–151.
23. Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988 г.
24. Мозгот В.Г. Художественно-образовательные системы и музыкальное развитие современной студенческой молодежи (в условиях Адыгеи) // Мир образования – образование в мир. 2016. № 4. С. 70-77.
25. Музыкальные предпочтения молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://poisk-ru.ru/s46942t2.html (дата обращения: 28.09.2018).
26. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог». - М. ФГБНУ «ИХО РАО», 2015. – 894 с.
27. Наумова, К. В. Музыкальные предпочтения молодых людей с разными типами личности (на примере молодых людей факультета социологии АЛТГУ) [Электронный ресурс] // Дискурс. №1(1). 2017, С. 219–222. URL: http://journal/discurs.ru/files/arkhiv/zhurnala/1/2016/1/4.Naumova.pdf (дата обращения: 25.09.2018).
28. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 79-86.
29. Носорев Ю. А. Предпочтения студентов-музыкантов. О возможности формирования музыкального вкуса // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 115-118.
30. Нуждина, А. А. Музыкальные предпочтения молодых людей с разным профессиональным образованием // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во Российского гос. педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018 №139. С. 73–78.
31. Пантелеев, А.Ф. Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки // Известия Саратовского университета. 2017, №2. С. 67–72.
32. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. М.: Академический Проект. – 2018. – 400 с.
33. Полякова О. И., Клипп О. Я. История становления вокальных стилей эстрадного жанра // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта: сборник научных трудов. – М.: МПГУ, 2016. Вып. 1. С. 135-138.
34. Полянская, Е. Н., Беляева, А. В. Музыкально-стилевые предпочтения молодых людей с разным уровнем музыкальной подготовки // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. №6. С. 136–141.
35. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 2016. – 80 с.
36. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования. СПб.: СПбГУКИ, 2016. – 280 с. 9. // URL: https://anketolog.ru (дата обращения: 20.09.2017).
37. Сохор А. Социология м музыкальная культура/ А.Сохор. - М.: Советский композитор, 1975. – 202 с.
38. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2017г. – 128с.
39. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире. — М.: Центр «Гармония». 1973 г.
40. Фролова, Е. В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009–2017 гг.). 2018 – М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 52 с.
41. Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий / Г.А. Щербакова. – М.: Сов. Россия, 1974.
42. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sttov.com/contentaspx?dictid=17&wordid=96544. – Дата доступа 22.09.2018.